Резолюция

Международной конференции “Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация”
RC04 Социология образования Международной социологической ассоциации (ISA)

  24-26 июля 2019 года в Институте иностранных языков РУДН состоялась Международная конференция Исследовательского комитета 04 Социология образования (RС04) Международной социологической ассоциации (ISA) «Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация» (далее – Конференция).

Организаторами Конференции выступили Исследовательский комитет (RС04) Международной социологической ассоциации (ISA) и Институт иностранных языков РУДН. Соорганизаторы Конференции: Европейский университет Кипра, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Российское общество социологов, Филологический факультет МГУ, Московский государственный лингвистический университет.

Конференция проведена с целью обобщения и трансляции результатов научного поиска решений актуальных проблем социальной трансформации и мультикультурной коммуникации в области образования, культуры.

Проблемное поле Конференции составили ключевые направления развития современной социологии образования и социологии культуры.

Основными формами работы Конференции были:

пленарное заседание по проблемам глобальной социологической перспективы массовизации высшего образования, культуры мышления;

специальный методологический семинар, посвященный вопросам теории и практики изучения феномена социальных изменений, спикер – Кристина Шафранец (Польша);

круглый стол редакторов ведущих международных научных журналов, входящих в БД Скопус (Q1), на котором выступили Сьюзан Робертсон (США), Мигель Насбаус (Чили), Тьен-Хьюи Чианг (Китай), Эльза Варрос (Великобритания);

работа секций, предусматривающих профессионально-общественное обсуждение:

  • методов оценки и визуальные подходы в изучении образования;
  • значения религии в современном образовании: межкультурная коммуникация и социальное отражение;
  • проблемы международного образования и миграции;
  • проблемы высшего образования в контексте глобализации, неолиберализма;
  • глобальные и местные вызовы современного мира в отношении к инклюзивному и специальному образованию;
  • формирования социального капитала и престижа профессионального образования;
  • взаимоотношения социологии культуры и образования;
  • проблемы межкультурной коммуникации и перевода;
  • вопросы взаимоотношения образования и рынка труда в современном и будущем мире;
  • вопросы научного лидерства в условиях академического капитализма;
  • смены классической образовательной парадигмы на Смарт-образование;
  • вопросы существования образования, науки и культуры в цифровом обществе;
  • проблемы и образовательные перспективы развития современных языков;
  • практики формирования научного лидерства в современном университете;
  • цифровые технологии в современной научной коммуникации;
  • вопросы образовательной мобильности и социального неравенства.

С приветственным словом и докладами в пленарной части Конференции выступили:

Мариос Врионидес – президент Исследовательского комитета 04 Социология образования Международной социологической ассоциации(ISA);

Мигель Насбаум – профессор Папского католического университета Чили.

 

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, из них 60 зарубежных ученых, приехавших из 30 стран мира (Австралия, Австрия, Америка, Армения, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Греция, Израиль, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Кипр, Королевство Эсватини, Марокко, Нигерия, Польша, Сербия, Тайвань, Финляндия, Франция, Чили, Швеция, ЮАР, Япония). Российские ученые представили 17 регионов (Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Кемерово, Красноярск, Курск, Москва, Н.-Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Саратов, Томск, Тюмень, Челябинск).

Для участия в конференции направили своих представителей 94 организации, среди которых 29 университетов, входящих в ТОП-300 мирового рейтинга QS, Российская Академия наук, Академия наук Польши, Академия наук Армении, Правительство ЮАР, Европейский Комитет организации стран бывшего СССР, Социальный инвестиционный фонд и т.д.

Участники конференции отметили:

  1. Тема конференции является важнейшей общественной проблемой, что определило и заинтересованный отклик социологов тридцати стран, представляющих 94 организации, среди которых 29 университетов, входящих в ТОП-300 мирового рейтинга QS, Российская Академия наук, Академия наук Польши, Академия наук Армении, Правительство ЮАР, Европейский Комитет организации стран бывшего СССР, Социальный инвестиционный фонд и т.д. Состояние обозначенных социальных проблем отражает богатый спектр исследований мировой социологии, представленных на конференции.
  2. Широкий спектр рассмотренной научной проблематики отразил масштаб и значение социальных трансформаций в образовании и культуре, происходящих сегодня в виде глобальных и локальных тенденций, на базе растущей информатизации и межкультурной коммуникации, расширения применения цифровых технологий как в практике образования и культуры, так и методах их изучения.
  3. Особое место в работе конференции занял междисциплинарный подход. В обсуждении приняли участие представители многих направлений науки – социологи, философы, филологи, лингвисты, культурологи и др, что серьезно обогатило тематику конференции и позволило выйти на более разносторонние предложения.
  4. Особо важным оказалось сравнительное сопоставление результатов исследований ученых разных стран как в отношении используемых теорий и методов исследований, так и подходов к решению обозначенных проблем, что несомненно увеличивает значимость выводов и предложений и обогащает социологию, культурологию, лингвистику, а также организационно-практические сферы деятельности, смежные с образованием и культурой
  5. Продемонстрировано заинтересованное участие ученых, имеющих высокую научную репутацию как в своих странах, так и на международном уровне; одновременно отмечается участие молодых ученых, инновационный потенциал которых представлен практически в каждой сессии
  6. Отмечается, что на современном этапе инновационного развития идет процесс формирования инфраструктуры информационно- цифровых технологий, принципиально новых механизмов организации и функционирования образования и культуры; подчеркивается важность развития исследований обозначенной проблематики в условиях цифрового общества, на базе новых социологических методов, с использованием потенциала цифровой инфраструктуры

По итогам Конференции предложено:

Участники конференции отмечают значимость проведенного научного форума, способствующего установлению новых творческих связей, объединению научного потенциала для решения актуальных проблем в сфере образования и культуры, выражают благодарность Оргкомитету конференции и Институту иностранных языков РУДН.

Участники конференции приняли следующее Решение:

— Продолжить обсуждение актуальных проблем образования, культуры и межкультурной коммуникации на базе совместной работы исследователей смежных научных сфер – социологов, философов, культурологов, лингвистов и др. Использовать для этого, в частности организационные и инфраструктурные возможности ИК04 «Социология образования» МСА.

— Приложить усилия социологического сообщества к изучению проблематики образования, культуры и межкультурной коммуникации в условиях развития цифрового общества; на базе спектра новых социологических и культурологических методов исследования, использования потенциала глобальной цифровой инфраструктуры.

— Продолжить изучение и распространять положительный опыт организационных изменений в обучении школьников и  студентов, реализованный в отдельных странах (методы: Switch from inspection culture to evaluation culture; School visual messages; Audiovisual environment as a “living” sociocultural space и др.). Признать, что это один из путей возможного противодействия New Forms of inequalities which are not based on exclusion и которые с неизбежностью вскрываются исследователями повсюду, где  policy makers had been to enhance countries’ human capital capacity.

— Признать положительной Translanguaging as an emergent practice and pedagogy at multicultural and multilingual Universities, поскольку it facilitates learning and affects students’ identities in a positive way. In the academic super-diverse spaces it is important to recognize that mixed multilinguality is prone to emerge. Universities’ policies and teaching approaches need to consider these emergent polylanguaging in order to increase students’ motivation and to create linguistically inclusive educational settings.

Рекомендовать участникам конференции широко распространять ее материалы среди ученых, культурных деятелей, педагогов, всех заинтересованных представителей общества:

— в педагогической деятельности опираться на теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие современные проблемы, тенденции и перспективы социальной трансформации образования, культуры и мультикультурной коммуникации, а также на отечественный и международный опыт соответствующих социологических исследований;

— акцентировать внимание на то, что основная функция системы образования заключается в увеличении человеческого капитала, а средствами — регулярная модернизация учебных заведений с целью достижения их максимальной эффективности; в реализации концепции роста человеческого капитала применительно к учебным заведениям стал компетентностный подход как более гибкий инструмент для определения требований к результату обучения. Приоритетом системы образования является развитие гармоничной духовной личности, способной ориентироваться в современных социальных условиях, владеющей навыками межкультурной коммуникации и информационными технологиями;

— содействовать формированию положительной мотивации учащихся, студентов и исследователей к познанию и освоению культуры своей страны и других народов, развитию межкультурного  диалога и международного сотрудничества в сфере образования и науки;

— широко использовать информационные и коммуникационные технологии, способствующие взаимодействию участников образовательного процесса, доступ к информационным источникам, эффективный мониторинг исследовательской и публикационной среды, развитие международного образовательного и исследовательского пространства.